В этой статье мы поговорим про государственное устройство Австрии, форму правления в этой статье, особенности конституции и про многое другое.
Конституция
Австрия - демократическая республика, форма правления - федеративная парламентская республика.. Территория Австрии состоит из девяти федеральных земель или провинций (Bundesland Land, во множественном числе: Bundesländer Länder). Вена является столицей страны и резиденцией высших федеральных властей. С 1995 года Австрия является государством-членом Европейского Союза. В настоящее время в австрийском парламенте представлены пять политических партий: Австрийская народная партия (ÖVP), Социал-демократическая партия Австрии (SPÖ), Австрийская партия свободы (FPÖ), Зеленые и NEOS.
Выборы в Австрии
Все политические институты, установленные Конституцией, прямо или косвенно получают свою власть от выборов тайным, личным и равным голосованием.
Австрийские граждане избирают:
- Национальное собрание (Nationalrat, народная палата парламента) – раз в пять лет
- провинциальные парламенты (ландтаг, парламент провинции) – каждые пять или шесть лет
- Муниципальный совет (могут также голосовать граждане ЕС, проживающие в муниципалитете) – каждые пять или шесть лет
- австрийских депутатов Европейского парламента (право голоса имеют граждане других стран ЕС с основным местом жительства в Австрии)
- Федерального президента - каждые шесть лет
Другими инструментами демократии являются референдум или плебисцит (Volksbefragung). Все австрийцы (и некоторые граждане других стран-членов ЕС), достигшие 16 лет до назначенной даты, могут голосовать. Главой правительства Австрии является Федеральный канцлер. Он назначается Федеральным президентом страны.
Парламент Австрии
Австрийский парламент состоит из двух палат: Национального собрания (Nationalrat) и Федерального совета (Bundesrat). Национальное собрание является главным законодательным органом. Подготовка и реализация законодательства происходит в федеральном правительстве или в правительствах провинций. Законодательные задачи выполняются на федеральном уровне Национальным собранием совместно с Федеральным советом.
Федеральный совет представляет интересы провинций в парламенте. Провинциальные (земельные) собрания (ландтаги) представляют интересы граждан в отдельных провинциях. Каждой федеральной провинцией управляет правительство провинции, которое возглавляет губернатор провинции (Landeshauptmann), избираемый соответствующей провинциальной ассамблеей.
Федеральное правительство
Одной из задач федерального правительства является подготовка законопроекта, который затем представляется в парламент. Федеральное правительство возглавляет федеральный канцлер (Bundeskanzler), который вместе с вице-канцлером, федеральными министрами и статс-секретарями ведет дела правительства.
Система правосудия
Правосудие в Австрии осуществляется на федеральном уровне. Судебные решения и решения провозглашаются и публикуются от имени Республики. Судьи независимы при исполнении своих служебных обязанностей. Производство в судах по гражданским и уголовным делам является устным и публичным. Высшей апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам является Верховный суд.
Судебная власть отделена от исполнительной на всех уровнях юрисдикции. Полиция как орган исполнительной власти подчиняется Австрийской Республике. Как и в других странах, в Австрии существует четыре уровня судебной власти: окружные суды (Bezirksgericht), региональные суды (Landesgericht), Высший земельный суд (Oberlandesgericht) и Верховный суд (Oberster Gerichtshof).
Административный суд (Verwaltungsgericht ) рассматривает споры в связи с решениями, принятыми административными органами. Конституционный суд (Verfassungsgericht) рассматривает иски против федеральных, провинциальных, региональных или муниципальных властей. Все граждане пользуются основными правами, закрепленными в Конституции: «Все граждане равны перед законом. Никто не может подвергаться дискриминации или привилегиям на основании рождения, пола, происхождения, класса или религии». В 1958 году Австрия ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод Совета Европы.
Закон и религия
Свобода вероисповедания – это гарантированное законом право в Австрии, правовая основа – начиная с Патентов о терпимости 1781/82 гг. – создавалась в течение примерно двух столетий. Большое значение для личности имеет конституционная гарантия свободы совести и вероисповедания, закрепленная в статье 14 Основного закона об общих правах подданных 1867 г. Эта статья в сочетании с Законом о межконфессиональных отношениях 1868 г., гарантирует каждому жителю Австрии право вступать в любую церковь или религиозную общину по свободному выбору, выходить из такой церкви или религиозной общины по своему личному усмотрению или, наконец, воздерживаться от принадлежности к какой-либо из них.
По замыслу австрийская правовая система должна быть квалифицирована как религиозно нейтральная. Этот принцип исключает любое отождествление государства с конкретной церковью или религиозной общиной (принцип религиозного нейтралитета). Задачи и цели государства исключительно мирские и внедуховные (принцип светскости).
В Австрии государство и церковь являются равноправными партнерами, признающими независимость и автономию друг друга. Сферы взаимодействия могут, в том числе, регулироваться взаимными договорными соглашениями. Юридическое признание предполагает признание церкви или религиозной общины публично-правовой правосубъектностью, наделение ее статусом публично-правовой организации (в том числе частноправовой правоспособности).
Одной из особенностей таких образований является выполнение ими задач и функций в общественных интересах, к которым, помимо религиозных функций, относятся социальные, общественно-политические и культурные задачи, поддерживаемые государством, поскольку государство рассматривает их как вклад в общее благо. Принципы, регулирующие отношения между государством и церковью, были изложены в ряде различных законодательных актов. Отношение к католической церкви определяется, прежде всего, Конкордатом 1933 года и рядом других законов, регулирующих отношения между австрийским государством и Святым Престолом в различных областях. Римско-католическая церковь пользуется особыми правами, поскольку Святой Престол подчиняется международному праву.
Принятие Федерального закона «О правовом статусе конфессиональных общин» в 1998 г. ознаменовало собой создание двухуровневой системы. Помимо церквей и религиозных общин, признанных законом, конфессиональные общины, не являющиеся юридическими лицами публичного права, но наделенные юридическим лицом, вправе носить наименование «конфессиональная община, зарегистрированная государством». При условии выполнения требований законодательства юридическое признание в качестве религиозной общины может быть предоставлено после двадцати лет существования и десяти лет регистрации в качестве конфессиональной общины.
Сегодня в Австрии насчитывается 16 юридически признанных церквей и религиозных общин и 10 зарегистрированных государством конфессиональных общин.