Государственное устройство Австрии

extra_toc

В этой статье мы поговорим про государственное устройство Австрии, форму правления в этой статье, особенности конституции и про многое другое.

Конституция

Австрия - демократическая республика, форма правления - федеративная парламентская республика.. Территория Австрии состоит из девяти федеральных земель или провинций (Bundesland Land, во множественном числе: Bundesländer Länder). Вена является столицей страны и резиденцией высших федеральных властей. С 1995 года Австрия является государством-членом Европейского Союза. В настоящее время в австрийском парламенте представлены пять политических партий: Австрийская народная партия (ÖVP), Социал-демократическая партия Австрии (SPÖ), Австрийская партия свободы (FPÖ), Зеленые и NEOS.

Выборы в Австрии

Все политические институты, установленные Конституцией, прямо или косвенно получают свою власть от выборов тайным, личным и равным голосованием.

Австрийские граждане избирают:

  • Национальное собрание (Nationalrat, народная палата парламента) – раз в пять лет
  • провинциальные парламенты (ландтаг, парламент провинции) – каждые пять или шесть лет
  • Муниципальный совет (могут также голосовать граждане ЕС, проживающие в муниципалитете) – каждые пять или шесть лет
  • австрийских депутатов Европейского парламента (право голоса имеют граждане других стран ЕС с основным местом жительства в Австрии)
  • Федерального президента - каждые шесть лет

Другими инструментами демократии являются референдум или плебисцит (Volksbefragung). Все австрийцы (и некоторые граждане других стран-членов ЕС), достигшие 16 лет до назначенной даты, могут голосовать. Главой правительства Австрии является Федеральный канцлер. Он назначается Федеральным президентом страны.

Парламент Австрии

Австрийский парламент состоит из двух палат: Национального собрания (Nationalrat) и Федерального совета (Bundesrat). Национальное собрание является главным законодательным органом. Подготовка и реализация законодательства происходит в федеральном правительстве или в правительствах провинций. Законодательные задачи выполняются на федеральном уровне Национальным собранием совместно с Федеральным советом.

Федеральный совет представляет интересы провинций в парламенте. Провинциальные (земельные) собрания (ландтаги) представляют интересы граждан в отдельных провинциях. Каждой федеральной провинцией управляет правительство провинции, которое возглавляет губернатор провинции (Landeshauptmann), избираемый соответствующей провинциальной ассамблеей.

Здание Австрийского парламента

Федеральное правительство

Одной из задач федерального правительства является подготовка законопроекта, который затем представляется в парламент. Федеральное правительство возглавляет федеральный канцлер (Bundeskanzler), который вместе с вице-канцлером, федеральными министрами и статс-секретарями ведет дела правительства.

Система правосудия

Правосудие в Австрии осуществляется на федеральном уровне. Судебные решения и решения провозглашаются и публикуются от имени Республики. Судьи независимы при исполнении своих служебных обязанностей. Производство в судах по гражданским и уголовным делам является устным и публичным. Высшей апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам является Верховный суд.

Судебная власть отделена от исполнительной на всех уровнях юрисдикции. Полиция как орган исполнительной власти подчиняется Австрийской Республике. Как и в других странах, в Австрии существует четыре уровня судебной власти: окружные суды (Bezirksgericht), региональные суды (Landesgericht), Высший земельный суд (Oberlandesgericht) и Верховный суд (Oberster Gerichtshof).

Административный суд (Verwaltungsgericht ) рассматривает споры в связи с решениями, принятыми административными органами. Конституционный суд (Verfassungsgericht) рассматривает иски против федеральных, провинциальных, региональных или муниципальных властей. Все граждане пользуются основными правами, закрепленными в Конституции: «Все граждане равны перед законом. Никто не может подвергаться дискриминации или привилегиям на основании рождения, пола, происхождения, класса или религии». В 1958 году Австрия ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод Совета Европы.

Закон и религия

Свобода вероисповедания – это гарантированное законом право в Австрии, правовая основа – начиная с Патентов о терпимости 1781/82 гг. – создавалась в течение примерно двух столетий. Большое значение для личности имеет конституционная гарантия свободы совести и вероисповедания, закрепленная в статье 14 Основного закона об общих правах подданных 1867 г. Эта статья в сочетании с Законом о межконфессиональных отношениях 1868 г., гарантирует каждому жителю Австрии право вступать в любую церковь или религиозную общину по свободному выбору, выходить из такой церкви или религиозной общины по своему личному усмотрению или, наконец, воздерживаться от принадлежности к какой-либо из них.

По замыслу австрийская правовая система должна быть квалифицирована как религиозно нейтральная. Этот принцип исключает любое отождествление государства с конкретной церковью или религиозной общиной (принцип религиозного нейтралитета). Задачи и цели государства исключительно мирские и внедуховные (принцип светскости).

В Австрии государство и церковь являются равноправными партнерами, признающими независимость и автономию друг друга. Сферы взаимодействия могут, в том числе, регулироваться взаимными договорными соглашениями. Юридическое признание предполагает признание церкви или религиозной общины публично-правовой правосубъектностью, наделение ее статусом публично-правовой организации (в том числе частноправовой правоспособности).

Одной из особенностей таких образований является выполнение ими задач и функций в общественных интересах, к которым, помимо религиозных функций, относятся социальные, общественно-политические и культурные задачи, поддерживаемые государством, поскольку государство рассматривает их как вклад в общее благо. Принципы, регулирующие отношения между государством и церковью, были изложены в ряде различных законодательных актов. Отношение к католической церкви определяется, прежде всего, Конкордатом 1933 года и рядом других законов, регулирующих отношения между австрийским государством и Святым Престолом в различных областях. Римско-католическая церковь пользуется особыми правами, поскольку Святой Престол подчиняется международному праву.

Принятие Федерального закона «О правовом статусе конфессиональных общин» в 1998 г. ознаменовало собой создание двухуровневой системы. Помимо церквей и религиозных общин, признанных законом, конфессиональные общины, не являющиеся юридическими лицами публичного права, но наделенные юридическим лицом, вправе носить наименование «конфессиональная община, зарегистрированная государством». При условии выполнения требований законодательства юридическое признание в качестве религиозной общины может быть предоставлено после двадцати лет существования и десяти лет регистрации в качестве конфессиональной общины.

Сегодня в Австрии насчитывается 16 юридически признанных церквей и религиозных общин и 10 зарегистрированных государством конфессиональных общин.